МБОУ СОШ с. Первомайск
Сахалинская область, с. Первомайск
  • Независимая оценка качества образования

    Независимая оценка качества образования (далее - НОКО) - оценочная процедура, которая направлена на получение сведений об образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ, предоставление участникам отношений в сфере образования соответствующей информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации и улучшения информированности потребителей о качестве работы образовательных организаций через:

    • привлечение к оценке качества образования общественных и общественно-профессиональных организаций, негосударственных, автономных некоммерческих организаций, отдельных физических лиц в качестве экспертов, специализирующихся на вопросах оценки качества образования;
    • координацию действий федеральных и региональных органов исполнительной власти, негосударственных структур, общественных, общественно-профессиональных организаций по повышению качества условий образовательного процесса, реализуемых образовательными организациями образовательных программ, результатов освоения образовательных программ, определяемых федеральными государственными образовательными стандартами и потребностями потребителей образовательных услуг;
    • совершенствование содержания и способов организации образовательного процесса в образовательных организациях для достижения соответствия результатов освоения образовательных программ современным требованиям в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
    • мероприятия по повышению эффективности, качества и доступности образовательных услуг.

    В качестве основных критериев независимой оценки качества деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, выступают:

    • открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
    • комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
    • доброжелательность, вежливость, компетентность работников;
    • удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
    Изображения.

    Независимая оценка качества образования

    это оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций, включает оценку качества образовательной деятельности образовательных организаций и подготовки обучающихся, учитывая степень усвоения ими образовательной программы или ее частей.

    Результаты НОКО могут быть востребованы различными группами пользователей для решения актуальных профессиональных и личных задач, в том числе:

    1. Обучающимися и их родителями (законными представителями):

    • в целях выбора места обучения для себя и/или своих детей;
    • для выявления текущего уровня освоения образовательных программ и корректировки индивидуальных учебных планов;
    • для оценки собственных возможностей продолжения обучения по тем или иным образовательным программам;

    2. Организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в целях:

    • оценки уровня подготовки обучающихся и факторов, на него влияющих;
    • оценки соответствия реализуемой деятельности запросам и ожиданиям участников образовательного процесса и/или иных заинтересованных организаций;
    • определения перечня мероприятий по улучшению результатов и качества предоставления образовательных услуг;

    3. Заинтересованными организациями:

    • для выработки совместных с образовательной организацией действий по корректировке образовательных программ, методов обучения и др.

    4. Коллегиальными органами управления организациями, осуществляющими образовательную деятельность:

    • в качестве механизма вовлечения родителей и представителей местного сообщества в реализацию задач ее развития и т.д.

    5. Федеральными и региональными органами исполнительной власти:

    • в целях принятия управленческих решений, в том числе при кадровых перестановках, разработке программ по развитию системы образования, проведении конкурсного отбора лучших образовательных организаций, при распределении грантов, и др.;

    Проведение независимой оценки качества подготовки обучающихся (НОК ПО)

    1. Независимая оценка качества подготовки обучающихся проводится по инициативе участников отношений в сфере образования в целях подготовки информации об уровне освоения обучающимися образовательных программ или их частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся, в том числе:

    • определение соответствия качества подготовки обучающихся требованиям реализуемых программ;
    • выявление факторов, влияющих на качество подготовки обучающихся (в том числе применяемых образовательных технологий, методик, приемов обучения, учебно-методических комплексов);
    • выявление уровня образовательных достижений различных групп обучающихся;
    • выявление динамики изменения качества подготовки обучающихся;
    • определение степени эффективности принимаемых управленческих решений (например, при проведении конкурсного отбора лучших образовательных организаций, при распределении грантов, кадровых перестановках, разработке программы по развитию системы образования и др.) на различных уровнях системы образования (включая уровень образовательной организации);
    • создание необходимой базы информационно-аналитических материалов для принятия управленческих решений на различных уровнях системы образования (включая уровень образовательной организации), направленных на повышение качества подготовки обучающихся.

    2. Участниками отношений в сфере образования могут выступать:

    • обучающиеся;
    • родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся;
    • педагогические работники и их представители;
    • организации, осуществляющие образовательную деятельность;
    • работодатели и их объединения;
    • федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

    3. Организации, осуществляющие независимую оценку качества подготовки обучающихся, устанавливают виды образования, группы обучающихся и/или образовательных программ или их частей, в отношении которых проводится независимая оценка качества подготовки обучающихся, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся.

    В качестве оператора, ответственного за проведение НОК ПО, могут привлекаться различные организации, такие как:

    • организации, подведомственные органу управления образованием и осуществляющие функции по оценке качества образования в субъекте Российской Федерации (муниципалитете). Например, центры оценки качества образования и/или подведомственные региональным органам управления образованием организации дополнительного профессионального образования, осуществляющие, кроме прочего, функции по проведению процедур независимой оценки качества образования (далее - организации ОКО, организации-операторы);
    • некоммерческие организации, деятельность которых имеет социальную направленность и обеспечивается специалистами, имеющими соответствующий уровень квалификации;
    • коммерческие организации, имеющие опыт в проведении процедур НОК ПО;
    • иные организации, обладающие необходимым кадровым потенциалом и опытом работы в сфере оценки качества образования.

    При проведении ведомственной независимой оценки качества образования привлечение организаций на роль организации-оператора может быть осуществлено на конкурсной основе или в форме государственного (муниципального) задания.

    Финансовое обеспечение деятельности организаций-операторов осуществляется со стороны заказчика.

    Виды работ, услуг, которые могут входить в техническое задание для организаций-операторов:

    • разработка методики и инструментария проведения НОК ПО;
    • разработка инструктивных и методических материалов;
    • сбор и обобщение данных, полученных в ходе НОК ПО, формирование баз данных;
    • разработка программного обеспечения для сбора и/или анализа указанных данных;
    • обработка и анализ информации, получаемой в ходе НОК ПО;
    • проведение апробации разработанного инструментария для оценки качества подготовки обучающихся;
    • подготовка отчетов с рекомендациями для различных заинтересованных групп пользователей (органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций, педагогический коллектив, обучающиеся, родители (законные представители) и другие заинтересованные группы пользователей);
    • иные виды работ, услуг, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

    НОК ПО осуществляется также в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования в соответствии с критериями и требованиями российских, иностранных и международных организаций.

    4. В целях осуществления НОК ПО органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, органы местного самоуправления:

    • создают условия для развития организаций ОКО;
    • создают условия для формирования и развития кадрового потенциала для осуществления НОК ПО на региональном уровне;
    • координируют работу субъектов НОК ПО на региональном уровне;
    • организуют разработку рекомендаций по проведению НОК ПО на муниципальном уровне и уровне образовательных организаций;
    • организуют разработку методических рекомендаций по преподаванию отдельных предметов и дисциплин на основе результатов независимой оценки качества подготовки обучающихся.

    5. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают:

    • сбор необходимой информации и ее представление организации, осуществляющей НОК ПО, в соответствии с требованиями оценочной процедуры;
    • необходимые условия для проведения оценочной процедуры в соответствии с инструктивными методическими материалами, которые разрабатывает организация ОКО;
    • по результатам участия в процедурах независимой оценки разрабатывает план мероприятий по улучшению качества подготовки обучающихся;
    • использует результаты НОК ПО для решения задач, отраженных в образовательной программе (программах) организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также с целью повышения эффективности деятельности, достижения результатов освоения образовательных программ, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
    • обеспечивает открытость и доступ к информации об осуществлении НОК ПО на всех ее этапах.

    6. Организации-операторы.

    Функционал организаций-операторов определяется рамками соответствующего технического задания, заказа. Для обеспечения условий и качества проведения НОК ПО организациям-операторам могут быть переданы следующие функции:

    • установление видов образования, групп обучающихся и (или) образовательных программ или их частей, в отношении которых проводится НОК ПО;
    • определение условий, форм и методов проведения НОК ПО;
    • определение размеров выборки и периодичность проведения НОК ПО;
    • разработка методики и инструментария проведения НОК ПО, в том числе анкет для сбора контекстной информации;
    • разработка инструктивных методических материалов;
    • сбор и обобщение данных, полученных в ходе НОК ПО, формирование баз данных;
    • разработка (при необходимости) соответствующего программного обеспечения для сбора и/или анализа указанных данных;
    • обработка, анализ и интерпретация результатов процедур НОК ПО;
    • подготовка отчетов с рекомендациями для различных заинтересованных групп пользователей (органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций, педагогический коллектив, обучающиеся, родители (законные представители) и другие заинтересованные группы пользователей).

    7. Процедуры НОК ПО осуществляются в целях:

    • повышения эффективности управления образованием;
    • повышения качества подготовки обучающихся;
    • корректировки подходов к подготовке и повышению квалификации педагогических и руководящих работников;
    • популяризации подтвердивших свою результативность моделей организации образовательного процесса;
    • развития разнообразия образовательных программ при сохранении единого образовательного пространства.

    8. При подготовке управленческих решений на уровне региона, муниципального образования на основе результатов НОК ПО органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования, обеспечивают:

    • информационное сопровождение процедур НОК ПО, открытость методик, на основе которых они проводятся;
    • условия для предоставления образовательными организациями в открытом доступе в сети "Интернет" достоверных данных, полученных в ходе НОК ПО.

    Значительному повышению качества принимаемых решений на основании НОК ПО способствует всестороннее обсуждение не только результатов, но и основных характеристик процедуры оценки с экспертным и профессиональным сообществами, работодателями и их объединениями, общественными советами, а также самими участниками образовательных отношений и заинтересованными гражданами.

    Результаты НОК ПО могут быть использованы при формировании рейтингов и других форм представления результатов оценочных процедур.

    Результаты независимой оценки качества образования могут быть представлены в различных формах (далее - Формы):

    Рейтинг - это форма представления результатов сопоставительной оценки качества образования, при которой участники оценки (организации, осуществляющие образовательную деятельность, образовательные программы или системы образования) сравниваются между собой и размещаются в итоговом списке в определенной последовательности в зависимости от оценок, полученных по различным показателям их деятельности. Как правило, размещение осуществляется по принципу "от лучших - к худшим".

    Рэнкинг - это форма представления результатов оценки качества образования, при которой участников можно упорядочить по любому из имеющихся показателей. В отличие от рейтинга, это не зафиксированная форма, а база данных для получения всех интересующих вариантов ранжирований исходного списка.

    Таблица лиг - это форма представления результатов сопоставительной оценки качества образования, при которой участники разбиваются на некоторое количество групп (лиг) в зависимости от оценок, полученных по различным показателям их деятельности. В одну лигу входят участники, получившие сопоставимые оценки по выбранным показателям. Все участники, вошедшие в одну группу (лигу), считаются примерно равными по данным показателям.

    Топ лучших - это форма представления результатов сопоставительной оценки качества образования, при которой выделяются только те участники, которые попали в список "лучших". Количество "лучших" для топа определяют организаторы (заказчики) оценки. Для этого используют, как правило, круглые числа: Топ-100. Список "лучших" может также определяться самими оценками, полученными участниками при проведении оценочной процедуры. В этом случае "лучшие" - это те, кто получил оценку не ниже заданного порога.

    Аналитические материалы - это форма обобщенного представления результатов оценки качества образования, при которой индивидуальные оценки участников могут вообще не упоминаться, либо использоваться в качестве единичных отдельных примеров. Аналитические материалы могут быть оформлены как инфографика либо как текстовый документ. Примерами текстовых аналитических материалов являются публичные доклады, отчеты о результатах и перспективах деятельности образовательных организаций и систем.

    Приказ Минпросвещения России от 03 апреля 2023 г. № 230 «О внесении изменений в пункт 1 приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 15 февраля 2022 г. № 78 «Об ответственных должностных лицах за размещение информации о результатах независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности федеральными государственными образовательными организациями, а также иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам, на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
    Приказ Минпросвещения России от 03 апреля 2023 г. № 230 «О внесении изменений в пункт 1 приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 15 февраля 2022 г. № 78 «Об ответственных должностных лицах за размещение информации о результатах независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности федеральными государственными образовательными организациями, а также иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам, на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
    Скачать 234 КБ
    Скачать 234 КБ
    Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 620 «О внесении изменения в пункт 1 приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 15 февраля 2022 г. № 78 «Об ответственных должностных лицах за размещение информации о результатах независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности федеральными государственными образовательными организациями, а также иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам, на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
    Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 620 «О внесении изменения в пункт 1 приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 15 февраля 2022 г. № 78 «Об ответственных должностных лицах за размещение информации о результатах независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности федеральными государственными образовательными организациями, а также иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам, на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
    Скачать 166 КБ
    Скачать 166 КБ

    Ролик о проведении независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями:

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике